За спиной у Александра Чудинова 32 года службы в элитных подразделениях. Около двадцати командировок в «горячие точки».
Александр Чудинов находился у истоков образования в Березниках отрядов СОБР и ОМОН. За боевые заслуги награждён тремя «Орденами Мужества», медалями «Орден за заслуги перед отечеством» I-й и II-й степеней, двумя медалями «За отвагу». В последние годы около восьми лет возглавлял Березниковский ОМОН. В марте командир отряда мобильного особого назначения «Варыш», полковник полиции Александр Чудинов оставил службу в Росгвардии. В настоящее время занимает должность руководителя отдела лицензионно-разрешительной работы в ООО «Шериф-Березники».
В интервью «Неделе.ru» Александр Сергеевич рассказал, как работа в элитных подразделениях стала его смыслом жизни, об особенностях службы в СОБРе и ОМОНе, своём боевом пути.
– Александр, Вы отдали службе в МВД более 30 лет. Как всё начиналось?
– После школы я окончил училище №40 и получил профессию автослесаря. Пришёл работать на предприятие, где ещё студентом проходил производственную практику. Оттуда пошёл в армию, был физически подготовленным. Призвали в воздушно-десантные войска. После службы вернулся на своё предприятие.В бригаде работали такие же, как я, молодые парни. Однажды во время разговора мой коллега рассказал, что в Березниках создаётся ОМОН, идёт набор кандидатов. Меня эта информация заинтересовала, решил попробовать. На Пятилетке, 13собеседование с кандидатами проводил полковник милиции Григорий Андреевич Кольчурин, первый командир отряда ОМОН. Желающих поступить в спецподразделение было много, отбор был жёстким. Я подал документы, сдал зачёты по физподготовке и стал ждать. Шёл 1994 год.
Спустя полгода мне позвонили и поинтересовались, не отказался ли я от своего желания поступить на службу в ОМОН? Так я стал стажёром отряда милиции особого назначения. База дислоцировалась в посёлке Нартовка. На его территории находились две войсковые части – учебный центр школы милиции и отряд ОМОН. В 1995 году я закончил первоначальное обучение в школе милиции и стал бойцом отряда.
– Когда проходили стажировку в школе милиции, на Кавказе уже шла война. Вы понимали, что могут туда отправить?
–Конечно. Летом я окончил школу милиции,а уже в ноябре был сформирован отряд в количестве 60 человек и направлен в Чеченскую республику.Это была моя первая командировка в «горячую точку». Мы дислоцировались в станице Ассиновская. Стояли вместе с военнослужащими внутренних войск Северо-Кавказского округа. Выполняли боевые задачи по зачистке населённых пунктов и передвижного КПП. На бронетехнике, которую нам выделяли внутренние войска, выставляли посты на дорогах, проверяли автотранспорт, выявляли террористов и их пособников.
– Тогда же Вы участвовали в первом бою. Совсем молодой, почти мальчишка…
–Свой первый бой я принял, когда мне было 22 года. Мы работали на трассе Алхан-Юрт-Урус-Мартан.14 ноября 1995 года впервые попали в засаду.Тогда же у нас в отряде были первые потери–Вадик Первухин и Валерий Прохоров. Ранено было 9 человек. Ещё трое военнослужащих погибли.
–Расскажите о том первом боестолкновении. Что происходило вокруг? Какие чувства и мысли были у Вас в тот момент?
–Рано утром мы отправились на очередное задание по проверке автотранспорта на дорогах. В состав передвижного КПП входили три единицы бронетехники, две БМП, БТР и КамАЗ. Остановились на трассе. КамАЗ, в котором находилось больше всего бойцов, съехал с дороги, я тоже был там. Как только выпрыгнул из машины, в нашу сторону пошли выстрелы с РПГ, заработал пулемёт. Я ползком забрался под КамАЗ и начал отстреливаться из автомата. Два выстрела попали в кабину нашей машины, меня контузило. Когда очнулся, увидел, что бронетехника разбита, от БМП остался лишь один двигатель. Как выяснилось позже, в машину попал выстрел из гранатомёта, сдетонировал боекомплект, машину разорвало. Все, кто был в той БМП, погибли.
И вот тогда меня накрыл страх. Мало что соображал, сквозила лишь одна мысль: «Зачем пошёл служить в ОМОН? Зачем мне это надо было?». Потом вижу, парни машут из укрытия, БТР их прикрывает. Собрал всю волю в кулак и пополз к своим. Заняли позиции, начался бой. И тогда уже было не до паники. По рации вызвали помощь, с соседнего блокпоста пришли две БМП. После боя мне оказали первую помощь и отправили в полевой госпиталь. Ранения, к счастью, оказались лёгкими. Я пробыл со своим отрядом в командировке до конца.
– Сколько всего командировок в «горячие точки» на Вашем счету?
–Около двадцати. Порой в год приходилось по три командировки. Месяц-полтора дома и снова поездка на три месяца. Основные точки – это Дагестан, Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Чечня. Весь Северный Кавказ. А ещё СВО с 2022-го по 2023 годы. За это время было три командировки в зону специальной военной операции.
–Александр, Вам довелось служить ещё и в СОБРе. Как туда попали?
–После второй командировки в 1996 году меня направили в Брянск учиться на инженера-сапёра. А после была учёба в Нижнетагильской школе милиции.В Березниках тогда начали создавать пятое отделение СОБР при ОБОПе.Четыре других отделения находились в Перми. Набирали туда только офицеров, имеющих боевой опыт. Решил попробовать, прошёл отбор и поступил на службу. Первая командировка в составе СОБРа была уже во Вторую Чеченскую кампанию в 2000 году. После часто ездили на Северный Кавказ, работали в оперативных группах, уничтожали и задерживали боевиков, освобождали заложников.Помню, в 2011 году в Кабардино-Балкарии уничтожили преступную группу из восьми человек, которая убивала туристов.
В СОБРе я служил 20 лет. Начинал с оперуполномоченного и дошёл до начальника отделения. В 2015 году пять отрядов объединили в один, который дислоцировался в Перми. Два с половиной года ездил в краевую столицу на работу, это было не совсем удобно. В 2017 году перешёл на службу в Березниковский ОМОН командиром отряда. Вернулся туда, откуда начинал. Да и должность по званию была на ранг выше. Руководил отрядом около восьми лет, до апреля 2025 года. Несколько дней назад ушёл со службы МВД.
–Каковы были потери среди сослуживцев Березниковского ОМОНа за 30 лет?
– С момента создания Березниковского ОМОНа при исполнении служебного долга погибли 31 человек.29 марта 2000 года колонна сводного отряда пермского ОМОНа попала в засаду под Джани-Ведено. В неравном бою погибли 36 бойцов, в том числе 23 березниковских сотрудника. Это самые большие потери за всю историю нашего ОМОНа. В этом году прошло 25 лет с этой трагической даты. В субботу, 29 марта, на воинском кладбище прошла вахта Памяти.Жители города, родственники погибших, боевое братство, представители администрации и силовых структур пришли почтить память героев, возложить цветы.
– Были моменты, когда хотелось всё бросить и уйти?
– Нет, таких моментов у меня не было. Считаю, если пришёл служить, то служи до конца!Бойцы спецподразделений должны уметь всё, в том числе иметь навыки выживания в экстремальных условиях.Надо быть психически готовым к вызовам разного рода.А ещё в отряде всегда было важно чувство локтя товарища, как во время службы, так и в повседневной жизни.
–Александр, у Вас восемь государственных наград.Среди них есть самый дорогой орден?
– Самая памятная для меня награда –это «Орден мужества» за первый бой. Его мне вручили в 23 года. Также дороги две медали «За отвагу», их вручили за спецоперации. Об одной не могу рассказать. А вот за какие заслуги вручили вторую, – поделюсь.
Я тогда работал в СОБРе. Наше подразделение направили в командировку в Хасавьюрт. Совместно с оперативниками МВД и ФСБ проводили спецоперацию по уничтожению банды боевиков, которые укрывались в частных домах. Завязался бой. Наутро, когда всё стихло,пошли зачищать здания. Я зашёл в один дом. Со мной был второй номер – штурмовик.Огляделись, всё чисто. И тут моё внимание привлёк коврик на полу– один угол подозрительно отогнут.Откидываю коврик, а под ним лаз и кровь. Открываю люк, закидываю «кошку» (верёвку с крючком) и простреливаю из автомата пол. Тут же даю готовность второму номеру. В этот момент из лаза раздаются выстрелы.Парню пуля попала в ногу. Я крикнул, чтобы он прыгал в окно. После забрасываю гранатами люк. Боевики были уничтожены. Таких близких контактных боёв у меня за командировку было три-четыре.
– Как попасть на службу в ОМОН? Какие профессиональные и личные качества необходимы «кандидату?»
– Сейчас молодёжь неохотно идёт на службу, зарплата не устраивает. Для поступления в отряд ОМОН необходимо иметь минимум среднее образование, службу в армии и отсутствие судимости.Среди качеств самые главные – это желание служить, физическая подготовка, логическое мышление. Не стоит забывать о различном тестировании, в том числе и у психологов. Их в обязательном порядке проходят все кандидаты перед поступлением на службу.
– Как часто бойцы отряда ОМОН принимают участие в мероприятиях,направленных на формирование у подростков готовности защищать Отечество?
–В рамках патриотического воспитания среди подростков в школах и училищах города мы проводим «Уроки мужества», рассказываем об истории отряда, о командировках в «горячие точки», как работают инженерно-технические работники, кинологи,показываем стрелковое оружие,бронетехнику.
Патриотизм – это любовь к своей Родине, языку, обычаям и культуре. Эти качества закладываются в семье. Нужно любить свой дом, уважать родителей, защищать младших, помогать старикам. А ещё – это готовность защищать свою Родину!
– В последнее время в России участились случаи вербовки в террор молодёжи через интернет. Почему, на Ваш взгляд, подростки с лёгкостью соглашаются?
– Внимания и контроля нет в семье. Родители не интересуются, чем занимается их ребёнок, на какие сайты заходит в Интернете. Сидит дома, на глазах у взрослых, ну и хорошо. Этим пользуются террористы. Сеть – опасная штука.
– Считаете, поколение потеряно?
– Нет, я так не считаю. Надо заниматься с детьми, вовлекать в секции, кружки, больше общаться.Можно много говорить о патриотизме, но все усилия сойдут на нет, если не заинтересовать ребёнка. Большое значение имеет пример взрослых, в особенности очень близких людей. Наши дети такие же разные, как и мы. Они такие, какими их делают взрослые.
Автор: Светлана Чемерилова