12+

Ангел места сего

-

Березникам повезло: не каждый провинциальный город может назвать себя любимым местом гения. А в том, что наш земляк и современник Алексей Леонидович Решетов – гениальный лирик, один из первых поэтов России, признают и высоколобые столичные интеллектуалы, и простые люди всех возрастов и сословий. 15 лет назад благодарные березниковцы воздвигли памятник в честь поэта. И каждый год 3 апреля, в день рождения Решетова, собираются у памятника читать стихи. В этом году не читали…

Читали в интернете, в рамках объявленного центральной библиотекой флэшмоба. И всё-таки это, не будем кривить душой, не совсем то. Из-за зловредного вируса не состоялся и традиционный литературный фестиваль «Решетовские встречи», на который должны были приехать известные писатели (в том числе Роман Сенчин), а также показать новый фильм о Решетове, снятый режиссёрами Борисом Караджевым и Ольгой Аврекиевой.

Съёмки под эгидой Ассоциации кинематографистов киностудии «Новый курс»проходили в Березниках, Перми и Екатеринбурге в прошлом году. Конечно, участникам съёмок, среди которых были березниковские друзья и знакомые Алексея Решетова, было бы очень интересно увидеть, что получилось в результате. Но теперь это событие, видимо, отодвинется на осень.

Пока не известно, когда теперь состоится торжественное вручение Решетовской премии за лучшие поэтические и прозаические произведения последних пяти лет (поскольку премия теперь присуждается только раз в пять лет). Авторитетное жюри свою работу закончило, но результаты неизвестны: их должны были огласить как раз на торжественной церемонии вручения в начале апреля.

Но вот одно событие совершенно зря, на мой взгляд, прошло почти незамеченным. Спасибо паблику «Березники читающие» в сети «ВКонтакте»: они сообщили, что на сайте проекта «Пермская библиотека» можно найти в электронном виде новую книгу об Алексее Решетове. Честно сказать, чтобы найти её там, потребовалось немало терпения. Позже выяснилось, что проще найти её на сайте Березниковского историко-художественного музея имени И. Ф. Коновалова www.museum-berezniki.ru во вкладке «Издания, каталоги музея».

Книга «Алексей Решетов» авторства пермской журналистки и поэта Ксении Гашевой представляет собой солидный труд (440 страниц), созданный на основе архивов и воспоминаний друзей и современников поэта. Издание содержит не только подробную биографию Алексея Леонидовича, рассказывает о членах его семьи, близких друзьях, но и освещает важнейшие моменты его творчества.

На авантитуле книги указано, что издание подготовлено при поддержке Министерства культуры Пермского края в рамках реализации мероприятия «Пермская библиотека» в 2019 году. Проект «Пермская библиотека» представляет собой конкурс Министерства культуры Пермского края, направленный на развитие местных культурных инициатив.

В березниковском музее им. И. Ф. Коновалова мне рассказали, что идея создания книги о жизни поэта появилась после того, как в 2018 году вдова поэта Тамара Катаева передала в музей семейный архив.

Наталья Сабаш, заведующая историческим отделом Березниковского историко-художественного музея им. И. Ф. Коновалова:

Наш проект «Уральский гений. Алексей Решетов» победил в конкурсе «Пермская библиотека в 2019 году». Об этом стало известно в конце мая прошлого года, и мы заключили договор на создание книги с Ксенией Борисовной Гашевой. Почему именно с ней? Дело в том, что её мать, Надежда Гашева,была редактором большинства книг Алексея Решетова, много лет дружила с ним так же, как и её отец, поэт, прозаик и журналист Борис Гашев. В их доме, в семейном архиве нашлись уникальные материалы, переписка с Алексеем Решетовым, фотографии, которые Ксения при работе ещё раз пересмотрела и использовала. Так что тут всё сошлось.

Книга пока существует только в электронной версии, в формате pdf. Конечно, музей планирует издать её в традиционной, бумажной версии и в настоящее время изыскивает средства для печати. Для начала, как сказала Наталья Сабаш, хотелось бы издать книгу тиражом 1 000 экземпляров. Если удастся, презентацию книги можно будет провести уже в конце сентября, ко Дню памяти поэта.

Представляем нашим читателям отрывок из книги «Алексей Решетов», начало главы «Тамара»:

«Тамара Катаева приехала в Березники из Свердловска 10 января 1971 года. Ей было 26 лет. Она была хрупкой и застенчивой. И была музыкантом. Выпускница Уральской консерватории имени Мусоргского начала преподавать в Березниковском музыкальном училище и потихоньку осваивать незнакомый город.

Имя Алексея Решетова она слышала часто и от разных людей. Директор училища Эрна Андреевна Тибелиус рассказывала, каким он был в детстве – когда-то она преподавала будущему поэту немецкий язык в средней школе. Постоянно говорил о друге Юрий Марков, с дочкой которого Тамара занималась музыкой. Фотографии Решетова она видела в газетах, а сидя в жюри на детском конкурсе чтецов, слушала его стихи в исполнении конкурсантов. Поэт казался далеким и недоступным небожителем.

Познакомились они в 1973 году в книжном магазине на улице Свердлова. Клуб книголюбов организовал встречу читателей с Павлом Петуховым, Юрием Марковым и Алексеем Решетовым. Марков пригласил Тамару и представил её товарищам. Решетов был оживлён и весел – выступление закончилось, а выступать он не любил. К тому же после мероприятия поэтам подарили сборники Есенина.

Вскоре и девушка получила подарок: Решетов передал ей через Маркова свой «Белый лист» с надписью: «Тамаре, незнакомому, но близкому мне человеку…»

Она была польщена и взволнована. Молодой поэт всё сильнее занимал воображение. А когда Марков привёл Решетова в однокомнатную квартирку Тамары, вдруг проступили некие, пока неотчётливые, знаки судьбы.

Они слушали пластинку Эдит Пиаф и говорили про её книгу «Моя жизнь». Тамаре казалось, что она давным-давно знает Решетова. Обнаружилось даже какое-то внешнее сходство. У обоих был поврежден указательный палец (руку Решетова однажды затянуло в конвейер, когда он пытался выколупать камешек, застрявший в ленте, – многие мемуаристы вспоминают его длинный «пушкинский» ноготь).

У обоих имелось на лице родимое пятно (на одном и том же месте), у Тамары круглое, у Алексея – вытянутое. Когда они сели лицом друг к другу, родинки очутились напротив. (Через несколько лет Ольга Александровна предскажет внуку: это знак, что когда-нибудь Тамара придет к тебе.)

…Позже обнаружится пересечение на краю семейной истории. Ход совершенно романный. Война. Группу заключённых гонят по этапу. Обессилевшую Нину Фохт, младшую сестру Ольги Александровны, буквально на себе дотаскивает до места назначение Надежда Дукельская. Спасает от гибели. Задолго до того, еще до революции, в богатой екатеринбургской семье Дукельских служила экономкой бабушка Тамары Катаевой, а её мать росла в их доме.

В 1973 году Решетов и Тамара об этой истории не знали, но странную тесноту мира почувствовали. Тамару поразили внешние сходства. Решетова поразила сама Тамара, беззащитная и отважная. Она забыла дома ключ и, чтобы впустить гостей в квартиру, перелезла на свой балкон через балкон соседей. Этаж был пятый.

Они стали видеться, в маленьком городе не миновать встреч. Тамара чувствовала к Решетову необъяснимое доверие. В тяжелые минуты поджидала его во дворе, чтобы выговориться и попросить совета. В квартиру подняться не решалась. Ей уже рассказали, что на попечении Решетова дочка погибшего брата, а мать и бабушка не жалуют его подруг.

Решетов мечтал о собственной семье, о жене и детях. Но считалось, что сперва нужно вырастить Олесю. Он должен был подождать с женитьбой, пока племянница пойдет в первый класс, пока закончит школу… Каждую возможную невесту встречали настороженно. Сначала он бунтовал, потом смирился. Ради памяти брата. Чтобы не огорчать мать и бабушку.

Конечно, Решетов влюблялся и встречался с женщинами. И в него часто влюблялись: ни на кого не похожий, умный, талантливый, страстный – грузинская кровь. С тонким породистым лицом и удивительным взглядом. Он относился к женщинам рыцарственно: преклонялся и восхищался «прекрасной вечной тайной без ключа» – женской природой. Вся любовная лирика ставила женщину на пьедестал. А ещё было в его стихах (и в нем самом) некрасовское сочувствие женской доле – одиночеству, терпению, стойкости. В конце 1990-х, создавая текст для фоторомана Владислава Бороздина «Чувства», Решетов сформулировал: «В малом космосе нашего познания самая яркая звезда – женщина…»

Он не забыл ни одну свою любовь: ни школьницу в брезентовых туфлях и детдомовской форме, ни девочку, с которой летел с горы на санках, ни Галину Катаеву, гибель которой словно ставил себе в вину… Ни Веру Нестерову. Историю романтического соперничества двух поэтов, влюбленных в одну красавицу, Тамаре рассказал Марков. Этот сюжет уже тогда стал легендарным.

Тамара долго не могла до конца разобраться в своих чувствах. Через много лет она написала: «О сближении не могло быть и речи, но для описания того моего душевного состояния я не нахожу нужных слов. <…> Это было нечто, как бы отрывающее душу от тела и уносящее её куда-то из реальности, когда всё окружающее становилось иным, менее грустным…»

Уже в 1970-е Решетов написал первые стихи, посвященные Тамаре Катаевой. Однако Тамара меньше всего чувствовала себя лирической героиней. Она не была в себе уверена, комплексовала по поводу внешности. После Решетов говорил, что Тамара просто не видит себя со стороны: порой у нее проступает «сквозь лицо – лицо». Для него она была особенной и прекрасной. И он очень боялся чем-то её обидеть, невольно омрачить её жизнь. Решетов был уверен, что недостоин любви. Оба мучительно переживали собственное «несовершенство». И в результате расстались…»


Автор: Галина Гусева

В Прикамье будут использовать современные тесты на...
Пятница 10 апреля 2020 г. № 13 (711)
 

Комментарии (0)

Здесь ещё нет оставленных комментариев.

Оставьте свой комментарий

  1. Добавление комментария от гостя.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?