Наш сосед по саду в это лето перестал ходить в лес за грибами: боится волков. Разговоров и слухов о том, что вокруг города появились волки, в последние годы предостаточно. Да что там: моя сестра, проезжая мимо Новожилово прошлой осенью, своими глазами наблюдала такую картину: прямо перед машиной проскочили заяц и преследующий его волк с оскаленной пастью! А ведь это совсем близко от города. Имеют ли наши страхи реальные основания, разъяснил охотовед Евгений КАМИНСКИЙ.

Евгений Анатольевич, правда ли, что волков в последние годы в пригороде стало больше?

Да, ситуация с волками достаточно серьёзная, что стало результатом нескольких факторов. Охота на него несколько лет не велась в силу того, что, во-первых, поменялся закон – волк был причислен к пушному зверю, то есть на его добычу стала требоваться лицензия. Раньше за уничтожение волка платили, потом, в качестве поощрения, за добытого волка давали лицензию на добычу лося. Но всё это отменили. Раньше охота на волка была разрешена круглый год, потому что его считали хищником, вредителем и прочее. Теперь – только в сезон охоты на пушного зверя. Во-вторых, охотники-волчатники, которые занимались волками ранее, сегодня уже в возрасте, окончили свою охотничью карьеру, так сказать.

Ситуация осложнилась и тем, что после обширных пожаров в России происходит достаточно большая миграция зверей, сюда приходят и крупные звери, и копытные животные. Это тоже повлияло на увеличение популяции волков.

– Так ведь страшно в лес зайти, пойдёшь на лыжах и не вернёшься.

К нам, в общество охотников и рыболовов, тоже поступают такие жалобы. Буквально на прошлой неделе в городскую администрацию обратились работники ООО «БВК» (березниковского водоканала) и сообщили, что работники водозабора «Извер» обнаружили в непосредственной близости к водозаборным скважинам следы волков. А там обходчики, в основном, женщины, которые ходят по одной и боятся. Пишут: «просим организовать работу по истреблению хищных животных в указанном районе». Это район деревни Троицк.

– Это недалеко от города.

Вряд ли там стая живёт, потому что от жителей Троицка информации не было. Скорее всего, проходили мимо. Для волка расстояние в 10-20 км – это немного. Грубо говоря, волк передвигается в среднем со скоростью 8 км в час, при непосредственной опасности – 20 км в час, если его преследуют – 20-50 км в час. Если бы волки там охотились, то собак бы уже съели и мы бы об этом знали. Но в Троицке подобного не наблюдалось. Там же располагается электроподстанция, сотрудники ходят, постоянно проверяют ЛЭП на лыжах, на снегоходах. Но от них тоже информации не было, собаки у них ходят свободно.Может, кому-то показалось, что это след волка, а на самом деле – след собаки, мы же не знаем. Но даже если подтвердится, что это был волк, стрелять там никто не будет.

– Почему?

По законодательству эта территория относится к «зелёной зоне», как и город, и территория Николаева Посада – всё, что до Яйвы, грубо говоря, – это территория «зелёной зоны». Охота там запрещена, и даже отстрел с целью регулирования численности охотникам не разрешён. Охота в «зелёной зоне» – нарушение законодательства вплоть до уголовной ответственности. Такая есть проталина в законе об охоте.Мы подождём, пока волк не выйдет на территорию, где разрешена охота. Они расширяют свои территории, ищут более сытные места.

– Что же делать?

– В прошлом году наш мэр, Сергей Дьяков, первым в Пермском крае и одним из первых в России ввёл денежное поощрение охотникам за уничтожение волка. Да, в разрешённые сроки охоты на пушного зверя и на разрешённой территории. Городская Дума утвердила денежные средства в размере, кажется, 200 тыс. рублей именно по этой статье – компенсация охотникам понесённых расходов за добычу волков. Расчёт составил 15 тыс. рублей за одного волка, за вычетом налогов получается 13 тыс. за одну голову.

Это помогло мотивировать охотников, хотя не только это. Ещё и то, что волки наносят большой урон популяции копытных – лосей. В связи с этим охотники, которые охотятся на лосей, озаботились, и охотники на зайцев часто теряют гончих собак… Волки раздирают собаку за 2-3 секунды. Так что среди молодых охотников появились активисты, организовали бригады. В прошлом сезоне у нас в округе города было добыто 14 или 15 волков. Только в районе посёлка Дзержинец взяли сразу семь волков. Осенью начался новый сезон, и уже добыли пять волков. Волки за селом Берёзовка каждую неделю убивали по одному лосю, люди находили останки – хребет, рога. Там один скелет остаётся. Волки даже шкуру на куски рвут и оставляют на потом.

В прошлом году депутат Госдумы Дмитрий Сазонов с просьбой решить проблему волков вышел на краевое Заксобрание, обратился в Минприроды Пермского края. И сейчас, с принятием бюджета, должны утвердить проект о выделении охотникам за каждого добытого волка по 10 тысяч рублей.

В общем, борьба идёт, охота на волков начата …

– А кто отслеживает количество волков?

– У нас на каждой территории имеются егеря, которые ведут учёт, основным считается зимний маршрутный учёт. Волки, как правило, имеют свои участки, территории, за которые они сражаются, и логова на своих территориях. Картина, которая таким образом создаётся, не совсем полная. Сейчас по инициативе краевой федерации охотников возрождается традиционный учёт по фактам жизнедеятельности волка, останкам животных и другим признакам, в том числе используя фотоловушки. И нам самим интересно, как это получится. Думаю, в следующем году мы увидим более полную картину по численности и расположению волков.

– То есть вы не знаете, сколько волков в округе?

– Про некоторых мы точно знаем: между Белой Пашней и Вогулкой – шесть, двое в живут заказнике. В стороне Вогулки один большой и два маленьких, и со стороны Берёзовки остались два одиночки, те, которые ушли при недавней охоте на волков. Ещё два живут отдельно, сами по себе. В общем, штук 20, про которых мы точно знаем – где они живут, где охотятся.

Волков всё-таки стало больше по сравнению с тем, что было лет так десять назад?

– Можно сказать, что да, но в то же время за последний год мы тоже хорошо отрегулировали их численность. Такого, как было 2-3 года назад, уже нет. Была ситуация хуже.Сейчас поспокойнее.

Так всё-таки есть опасность, что волк в лесу нападёт на человека?

В нашем районе я не знаю случаев нападения волка на человека, потому что волки сами людей боятся. Даже два-три волка, в группе, они не подойдут к человеку, а, скорее всего, будут искать способ убежать и не появиться на глаза. У нас охотник в этом году за Берёзовкой шёл с супругой и собакой, гулял, собака отбежала – и за кустами её съели волки. У хозяина и ружьё с собой было, он услышал шум, выстрелил, но никого не увидел, подбежал, а собака – всё. Хотя волки рядом были, но их желанием была собака, а никак не человек. Собак в этом году волки уже съели много… В основном, конечно, четвероногие друзья гибнут при охоте в Чердыни, там у них ещё более патовая ситуация с волками.

– Что делать, если встретил волка?

Крикнуть погромче, пошуметь. Но не знаю, насколько вероятно такая встреча. Я не припомню подобного случая, чтобы ты гулял и вдруг вышел на волка. На медведя можно выйти, к лосю даже можно подкрасться на три метра, лиса может к тебе подбежать в условиях снега или тихой, мягкой погоды. Но волк, который может распознать где-то 200-250 видов запахов, не подпустит человека так близко, он хищник. Волка врасплох не застанешь, как медведя, например. Были случаи, когда даже наступали на спящего в ягодах медведя, но с волком я таких случаев просто не знаю.

– А если стая бежит?

– Куда она бежит? Раньше сколько детей ходили пешком в другие деревни на учёбу? Ни одного случая не было. Все эти страхи преувеличены. Чаще медведи нападают, если уж на то пошло, когда медведь голодный, или не в настроении, или ему интересно. Но это тоже очень редкие случаи. Хотя в прошлом году в Романово прямо в деревню волки зашли ночью. Съели собаку, есть видео. Ещё есть видео, как стая волков прошла по пилораме, съели семь собак. То есть зайти они могут. Но они собак ищут.

В этом году таких случаев не было. Сейчас легче, потому что в лесах есть лоси, зайцы, бобры. Вот бобров они истребляют очень сильно. Потому что для волков это достаточно лёгкая добыча, они видят, где есть выход бобра, ложатся, ожидают день, два… Всё равно бобёр выходит, и они его ловят. Зайца и то реже – они не чуют его лежачего, только по свежему следу гонят.

Бояться на сегодняшний день не стоит. С волками серьёзная ситуация в Чердыни, в Ныробе, там и в населённые пункты выходят, а у нас относительно спокойно. У нас и населённость больше, и охотников много – в десятки раз больше, чем в Чердыни.

– Куда сообщать, если где-то собаку разорвали, видели следы или останки животных?

В общество охотников, телефон 23-67-64, или в Госохотинспекцию Халиуллину Альберту Умаровичу, телефон 8-912-98-94-969.Можете и в ЕДДС, они передадут информацию нам.


По данным Министерства природных ресурсов, на территории края проживает около 500 волков. В 2019 году на территории региона было добыто 146 волков. С 1 ноября в рамках регулирования численности волка уничтожено 7 особей.