На сцене — «Ровесник»

Говоря о Годе театра, СМИ чаще вспоминают о «взрослых» драматических постановках, упуская из виду юных любителей искусства. А зря — в их мире происходит масса интересного. К примеру, в марте очередной день рождения отметил молодёжный театр-студия «Ровесник». Отметил красиво — призовым местом на Всероссийском фестивале детского и молодёжного театрального мастерства «Другое измерение», проходившем в Казани. Поездка состоялась при финансовой поддержке Филиала «Азот» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в рамках реализации программы «УРАЛХИМ — детям».

Прежде чем приступить к рассказу об удаче юных березниковских артис­ тов, коротко напомним об истории театра-студии. «Ровесник» был создан в 1967 году в ДК им. Ленина актрисой Березниковского драматического театра Галиной Муравьёвой изначально как детский театральный кружок. При этом если сегодня сверстники «Ровесника» — это люди возраста «за пятьдесят», зрелые и строгие, то театр-студия молод и полон идей как подросток. Во многом этому способствует и активность нынешнего руководителя театра-студии Катерины Авериной — именно с ней и несколькими её воспитанниками мы побеседовали о поездке в Казань, тяге подростков к мистике и — как водится! — о творческих планах.

Место обмена идеями
Итак, в конце марта «Ровесник» побывал на фестивале «Другое измерение». Это не первый визит наших юных артистов в столицу Татарстана — два года назад «Ровесник» уже посещал город, коллектив остался доволен организацией и решил — нужно вернуться. На фестивале ребята представили три номера (так на фестивале называлась любая постановка, от миниатюры до полноценного спектакля): «Чертёнок № 13» в исполнении старшей группы театра-студии, миниатюру из спектакля «Шиза» и небольшой, но зрелищный номер «Тайна Урала».

— Члены жюри высоко оценили наши работы, — замечает Катерина Аверина. — Отметили, что коллектив стремится к зрелищности, и это хорошо. Зрелищность притягивает зрителя, и если внимание обращено на нас, то нам легче доносить своей работой общечеловеческие ценности. Но получение диплома — это не главная польза от поездки. За шесть дней «Ровесник» сумел не только себя показать, но и других посмотреть, а значит, увидеть около половины всех номеров, представленных в программе фестиваля, и привезти домой массу новых идей.

— Заметна общая тенденция — сейчас вся драматургия и режиссура стремится к некоему минимализ му, — рассказывает Катерина Аверина. — Проявляется это, например, в том, что убираются лишние элементы костюмов. На фестивале были ребята 5-7 лет из Санкт-Петербурга, которые ставили «Айболита», — у них вместо больших костюмов были футболки с картинками. Вот «крокодил», вот «обезьянка», вот сам «Айболит». Сейчас театральные педагоги в работе с маленькими детьми стремятся к игровому театру — предлагают не вжиться в роль, а поиграть в игру. В итоге ребята на сцене часто импровизируют, получается живо и хорошо. Я вдохновилась этой идеей, и теперь мы со средней группой «Ровесника» практикуем метод игрового театра. Полагаем, что летом мы выпустим учебный спектакль «Дюймовочка» (данный спектакль уже есть в нашем репертуаре, но сейчас эту же постановку мы попытаемся трансформировать с учётом новых замыслов).

Чем занят «Ровесник»?
Сегодня коллектив театра-студии насчитывает около 60 человек. Самым младшим из юных артистов 9 лет, а вот верхней планки не ставит никто — многие выпускники «Ровесника» помогают театру, несмотря на более чем 30 и 40-летний возраст.
Да и группы в «Ровеснике» делятся не столько по возрасту, сколько по опыту. С младшей группой — первогодками — занимается Наталья Шилова, актриса БДТ и основатель театра кукол «Открытая сцена». Сейчас они работают над учебной миниатюрой про домовёнка Кузю, этой премьеры можно ждать уже в следующем сезоне.
Утренняя группа — школьники, обучающиеся во вторую смену, — восстанавливают экологическую сказку «Приключения Нюрочки-дурочки» о кукле, которую выкинули на помойку и которая, благодаря своей доброте и позитиву, нашла друзей и превратила помойку в цветущий сад.
Средняя группа — второй год обучения — работала над версией «Дюймовочки», старшая группа к лету завершит работу над «Волшебником Изумрудного города».
— Сейчас мы плавно движемся к закрытию сезона, делаем учебные спектакли, — объясняет руководитель студии. — На такие спектакли приглашают зрителей — родителей, друзей. Это необходимо потому, что ребёнку нужно побывать на сцене, да и родителям важно знать, что их чадо делало целый год. Такие спектакли могут вырасти во что-то большее, а могут остаться учебным материалом для практики.
А вот о планах на будущий сезон говорить сложно — и не только из-за обилия идей в головах руководителя «Ровесника» и юных артистов. Часто жизнь вносит в работу студии свои коррективы — кому-то из ребят после летних каникул приходится переезжать в другой город, кому-то становится сложно совмещать театр и учёбу...
Но об одном из замыслов Катерина Аверина всё же упоминает. В будущем сезоне в новогоднюю кампанию, в дополнение к традиционным ёлкам для детишек (с неуклюжими снеговиками, нестрашным Кощеем и красноносым Дедом Морозом), «Ровесник» собирается организовать представление для детей старшего возраста — эту возрастную категорию в Новый год до обидного часто игнорируют.
— Мы хотим взять за основу «Ночь перед Рождеством» Гоголя, так как здесь множество точек соприкосновения наших интересов и интересов зрителя — и школьная программа, и культура, и любимая нами мистика...

О любви к мистике
Часто поставленные «Ровесником» спектакли выходят загадочными, откровенными, иногда даже пугающими. Взять хотя бы «Шизу» — драматический подростковый спектакль. Содержание соответствует названию — «Шиза» была не единой пьесой, а набором эпизодов, идей старших артистов «Ровесника». Девушка, сделавшая аборт. Мама подростка-наркомана. Люди, страдающие от алкогольной зависимости (сцена, которая ссылается на безумное чаепитие Алисы в стране чудес). Все эти зарисовки нанизаны на общий сюжет путешествия студентки по сумасшедшему дому.
Откуда же такая тяга к страшному?

— Свойство возраста, — уверена Катерина Аверина. — Прекрасносложного возраста, когда появляются вопросы о смысле жизни, мысли о смерти, то, о чём раньше попросту не задумываешься. Зачем живём? Что будет дальше? От этих мыслей мозг начинает «взрываться». Тут-то и важно оказаться в коллективе, где им позволяется высказывать все эти мысли, выплёскивать на сцене. А через мистические образы себя проще показать, проще раскрыться. Хотя мистика — это та же сказка, только посерьёзнее. Но выйти на сцену и сыграть поросёнка перед сверстниками не всякий осмелится — засмеют. А вот призрак...

Поэтому театр-студия становится для ребят ещё и местом разгрузки. Это особенно важно, когда на школьника каждый день давят родители и школа, когда приходит период ссор и влюблённостей, тогда подростку нужно место, где можно выдохнуть, а если в голову приходят дурные мысли, то суметь переключиться на что-нибудь полезное и приятное.
Между тем жюри казанского фестиваля разошлось во мнениях относительно березниковских «чертей» и «Шизы» — один из судей конкурса предположил, что детям не стоит играть в чертовщину и поднимать тему наркомании. По счастью, остальные эксперты эту мысль не поддержали.

А что до чертей, то в постановке «Ровесника» они мало чем отличаются от учеников стандартного класса — среди бесов были и мажор, и девочки-«чиксы», и ботаники-заучки, и бугай-гроза класса… Максим Гатаулин, исполнитель роли «Чертёнка № 13», объясняет — ребятам хочется поднимать взрослые вопросы, а в спектакле речь идёт как раз о таких проблемах:
— Черти более испорченные, чем дети, и на их примере проблемы становятся заметнее. У кого-то это зависимость от популярности, у когото агрессия к окружающим.

— Детям знакомы эти образы, они каждый день их видят и знают, что будут делать на сцене и для чего, — добавляет Катерина Аверина. — А мысль об этом, как правило, сложно донести до начинающих артистов. То, что наши ребята не «выпадают» из образов, жюри фестиваля отметило особо.

Такое одобрение со стороны знатоков театра — ещё один значимый плюс от поездок на фестивали. Но главной выгодой от фестиваля всё же можно считать положительные эмоции, которые он принёс юным артистам. Так «чертёнок № 44» Дарья Нуриханова признаётся — Казань подружила коллектив, которому стало не хватать прежней сплочённости после прихода новых ребят.

— Такие поездки нужны и ребятам, и педагогам, — подытожила руководитель театра-студии Катерина Аверина. — Поэтому особенно приятно, что нас поддерживают руководство КСЦ «Азот» и филиал «Азот»! Большое им за это спасибо!

Добавить комментарий