Лучше гор могут быть только горы в Непале

Что делает нашу жизнь ярче? Разнообразие. Необычность. Вещи и действия, которые заставляют окружающих и самого себя сказать: «ух ты!». В ноябре для трёх туристов из Прикамья таким «ух-ты-действием» стал переход по горам Непала и восхождение - нет, не к базовому лагерю Эвереста, это слишком «попсовый» маршрут. Может, сто лет назад подобное приключение и выглядело бы весело и безумно, но сегодня подъём на высочайшую вершину мира похож скорее на позднесоветскую очередь в магазин. Увлечённые туристы из неформального объединения «Великолепная восьмерка» выбирают дороги интереснее! Впрочем, о поездках лучше слушать рассказ от первого лица – дадим же слово Лидии, одной из участниц похода.

Не попсовый Непал
Нашей целью был «непопсовый шеститысячник» - пик Тапа (6 030 м). Даже в интернете информации о нём практически нет. Наша маленькая группа состояла из трёх человек: я и двое опытных пермских путешественников – фотограф Саша и спортсменка Татьяна (кроме таскания фантастически тяжелого рюкзака, Таня ещё успевала вести подробный походный дневник и рисовать пейзажи).

Для тех, кто ни разу не был в азиатских странах, первым впечатлением от столицы Непала будет шок – огромное количество мотоциклов, хаотическое движение, толпы людей, отсутствие тротуаров, узкие улицы, шум-гам, пыль, дымка... Я представляла, что меня ждёт, и морально подготовилась к тому, что в Катманду об отдыхе, тишине и комфорте можно даже не мечтать.
Жили мы в районе под названием Тамель, где всё сделано для туристов – бесчисленное множество магазинчиков, кафе и ресторанчики на любой вкус и кошелёк, агентства и турфирмы, гостиницы...
Когда настал черед познакомиться с культовыми местами Катманду, то мы выбрали Сваямбунатх, «Обезьяний храм», расположенный на холме буддийский храмовый комплекс, к которому ведёт лестница из 365 ступеней. С возвышенности было видно огромную столицу, напоминавшую бесконечный разноцветный муравейник. Даже удивительно, как местные жители ориентируются в этом хитросплетении улиц без названий и домов без номеров.
На удачу мы обошли храм против часовой стрелки, совершая своеобразный ритуал. По совету Саши, мы поворачивали молитвенные металлические цилиндры и мысленно представляли что-то хорошее – успешное восхождение, легкий рюкзак, ясную погоду...

Достать рукой до звёзд
Прежде чем оказаться в горах (если вы не готовы раскошелиться на авиаперелёты внутри Непала) вам придётся долго и не всегда с комфортом добираться до точки старта. До деревушки Марфа нашу группу довезли на джипе – значительно быстрее, хотя и дороже автобуса. Находится деревня в ущелье Кали-Гандаки, считающемся самым глубоким в мире – с двух сторон его обступают величественные восьмитысячники Аннапурна и Дхаулагири, и дорога оказалась невероятно ухабистой и каменистой. От города Покхара мы ехали по ней в течение примерно 8 часов, трясясь, как белье в стиральной машине.

Марфа, откуда начинался наш автономный маршрут, встретила нас по-горному – прохладной погодой (во второй половине дня в ущелье всегда поднимается сильный и холодный, приносящий пыль ветер). Мы решили провести здесь целый день – деревня находится уже на приличной высоте, а идти дальше без акклиматизации было бы чревато проблемами.

Время не прошло даром – Марфа интересна яблоневыми садами и невероятно вкусным яблочным соком. Правда, разливают его в тару из-под пива, а этикетку приклеивают на скотч, но главное – не обёртка, а содержание. Ну а вечером нам довелось присутствовать на национальном празднике. Наконец, нам очень повезло: когда совсем стемнело (а темнеет в горах рано, уже около шести), небо осталось безоблачным и в нём засияли звезды... Преодолеть этот долгий путь стоило того, чтобы увидеть их так близко, - казалось, до Млечного Пути можно достать рукой.

Выше самолетов
В моём походном дневнике записи об автономной части похода начинаются с фразы: «Ну и денёк...». Нам предстояло в первый день набрать свыше 1 000 метров по вертикали. Сколько это? Для сравнения: девятиэтажка в высоту – около 30 метров. Ветлан, которые многие «покоряют» - около 100.
Первая часть подъёма – самая тяжёлая и крутая, каменистая тропа идет прямо «в лоб горы» - мы оценили крутизну склона в 35-40 градусов. В общем, представьте, что вы несёте за плечами половину своего веса и поднимаетесь по ступенькам примерно в течение 7-8 часов.
Поднявшись метров на 400, мы увидели, что самолёты, летающие из Джомсома, уже ниже нас. Иногда возле тропы появлялись сооружения из камня – хлевы для яков. Ещё выше был открытый участок тропы, в ущелье парили гигантские орланы, а порывы ветра были такой силы, что, упав, я не сразу смогла подняться – пришлось ползти на четвереньках, пока не зашла за ветер.
Обычно во время тяжёлых участков пути у меня в голове начинают появляться злость, раздражительность, я мысленно ругаюсь и обещаю себе, что следующий отпуск проведу в Турции, валяясь, как тюлень, на пляже – это выходит мусор из головы. Но нынче я в полной мере поняла фразу «Чем тяжелее рюкзак, тем легче мысли». Несмотря на то, что мне было адски тяжело, я всё время думала о счастливых эпизодах, симпатичных мне людях. Ни разу ни одна «плохая» мысль не появилась у меня в голове, даже когда тело от непосильной нагрузки стало отказывать, и мне казалось, что скоро я упаду и не смогу сделать больше ни шагу вперед. В результате от усталости еда и чай казались безвкусными, но когда мы легли в палатку, сон не шёл. Над нами было звёздное небо...

На другой планете
К сожалению, ясная звёздная ночь была только одна – все последующие дни погода только портилась. Не лучше становилось и моё самочувствие. Как известно, на определенной высоте организм перестаёт «восстанавливаться» и «отдыхать», а физические нагрузки изрядно меня вымотали.
Кстати, девушки, кто хочет похудеть? Я часто вспоминала шутку о том, что лучший способ похудеть с помощью зелёного чая – это лезть в горы и собирать его. Наверное, впервые в жизни я наблюдала, как мой вес уходит прямо на глазах.

В том, что горы – это другая планета, я убедилась еще в 2016 на Эльбрусе. Самым неприятным симптомом горной болезни стала бессонница. Днём я не чувствовала вкуса еды, постоянно испытывала аритмию и высокий пульс. Простейшая прогулка к ручью за водой с двумя «полторашками» превращалась в «10 шагов идём, минуту отдыхаем и восстанавливаем дыхание». Я решила, что пойду вниз, как только почувствую себя плохо, чтобы не ставить под угрозу всё восхождение. Поэтому на решающий штурм шеститысячника – горы Тапа – Саша и Таня пошли вдвоём.
Погода начала стремительно портиться, появились тучи, усилился ветер, видимость существенно сократилась. Достигнув высоты 5 700 метров, ребята приняли решение спускаться, но на спуске их накрыла снежная буря, и они шли, ориентируясь по вешкам. По пути они встретили французского туриста и двух его замерзающих носильщиков-портеров, которые прятались от ветра за скалой, надев полиэтиленовые мешки. Француз отстал от своей группы и был очень рад, что встретил ребят.
В Марфу ребята вернулись измождёнными. Собравшись за ужином, мы почти синхронно воскликнули: «Больше в горы не пойду!» (такой решимости обычно хватает недели на две). Нас ждал долгий путь домой.

Отправиться в обратный путь на джипе нам не удалось – и возвращались мы на «комфортабельном» автобусе. Комфортабельность по-непальски заключалась в орущем на весь салон телевизоре, без перерыва транслирующем музыкальные клипы местных знаменитостей и сериалы (если вы хоть раз смотрели индийское кино, то можете представить непальское TV).
Солнце поднимается всё выше, и уже через пару часов автобус напоминает микроволновую печь. На горном серпантине немилосердно трясёт, но открыть окна нельзя – повсюду пыль. Удивляюсь, как водитель умудряется без происшествий везти нас по такой страшной дороге. Для сравнения, авиаперелёт Джомсом-Покхара стоит около 8 000 рублей и длится 20 минут. Экономия экономией, но преодолевать это расстояние наземным транспортом не рекомендую никому.
В Покхару мы прибыли вечером. Потные, пыльные, грязные, еле стоящие на ногах, мы получили из багажника свои черные от пыли рюкзаки и тут же отправились за билетами на следующий автобус до Катманду… Дорога домой лежала через ОАЭ и Москву. 10 часов ожидания – и, наконец-то, пермский самолёт.

Пермь встретила нас слякотью, оттепелью, привычной кашей на дорогах. Вот мы и дома.