«Два вечера в весёлом доме»

16 ноября в Березниковском драматическом театре состоялась пресс-конференция, посвящённая премье­ре спектакля «Два вечера в весёлом доме». Основой для спектакля стала пьеса драматурга Вячеслава Вербена, написанная по мотивам повести Куприна «Яма», а в качестве режиссёра выступил художественный руководитель театра Андрей Шляпин.

Повесть Александра Куприна, повествующая о жизни девушек, работающих в публичном доме в Ямской слободе, и о попытках спастись из этого страшного быта, вызвала множество споров сразу после появления книги в печати. Однако многие современники писателя оценили смысл повести и разглядели за «грязью» важный нравственный посыл.

— Повесть Куприна часто идёт в театрах — может, потому, что в постановках участвует много девушек, — рассказал Андрей Шляпин. — Но пьеса Вербена оригинальная, просто создана по мотивам «Ямы». Написал он её для мастерской Козлова в Санкт-Петербурге, после чего пьеса ставилась в стране несколько раз. Наша постановка будет пятой или шестой. Почему мы её выбрали? Как всегда, мы ищем новые темы для разговоров с нашим зрителем. Это не история «женщин с низкой социальной ответственностью», а история об обществе, которое порождает довольно аморальные вещи.

Известно, что в царской России проституция была вполне легальна, и меня всегда интересовало, как в государстве, которое позиционирует себя как оплот православия, где блуд должен быть одним из самых серьёзных грехов, уживались такие противоположности. Но поднимается здесь не только вопрос нравственности, но — самое важное! — вопрос человеческого выбора. Как отмечает один из персонажей повести, от лица которого говорит сам писатель, — это честная торговля. Закон разрешает продавать себя (и делать это, в определенном смысле, можно на любой работе), но позволяет ли человек эту сделку сам себе? В этом смысле интересно противопоставление персонажей в исполнении Софьи Демидовой — девушки, которая попала в «весёлый дом» в раннем возрасте и не может смириться со своей судьбой, — и персонажа Евгения Любицкого. Евгений работает над ролью Ваньки-Встаньки, персонажа, который в повести прописан мимоходом, зато в пьесе стал одним из самых значимых. На его примере режиссёр рассматривает человека, который способен, приложив усилия, выбраться из ужасающих условий, метафорической ямы. Ведь ямы бывают разные, и для каждого она своя.

— Я оптимист, поэтому считаю, что из любой ямы человек способен выбраться. Поэтому хотелось сделать не трагедию, при всей тяжести событий, но что-то иное — чтобы человек, выходя из театра, смог задуматься о своей «яме» и способах её покинуть. Выйти из зоны комфорта, как говорят психологи. Не нравится — уйди, изменись, действуй, делай. Хотя бы попробуй. Ну, а оголять колени для того, чтобы донести до зрителя нужную мысль, вовсе не обязательно, — добавляет Андрей Шляпин. — Березниковский зритель не пугается серьёзных тем и идёт на спектакли не ради дешёвых эффектов.

Премьера спектакля состоялась 24 и 25 ноября. Эмоции, которые вызвала эта постановка, разные, но все они бурные. Ближайший спектакль состоится 8 декабря в 18:00. Билеты в кассах театра.

Теги:

Добавить комментарий