День учителя: на работу как на отдых

5 октября Россия вместе с большинством стран мира отмечает День учителя. Даже если вы, дорогие читатели, уже вышли из школьного возраста, но сохранили хорошие воспоминания о днях своего беззаботного детства — не поленитесь навестить родную школу и своих бывших преподавателей. Или, по крайней мере, напишите педагогам доброе сообщение в соцсетях — гарантируем, им будет приятно! А березниковскую учительницу начальных классов школы № 5 Татьяну Гарееву на этой неделе ждут не только поздравления с профессиональным праздником. В эту пятницу на торжественной церемонии в краевой столице ей вручат награду победителя всероссийского конкурса «Образование». О том, как березниковский педагог пришла к победе, чем увлеченные дети могут удивить взрослых, а также над чем стоит задуматься родителям первоклашек, Татьяна Анатольевна рассказала корреспонденту «Недели.ru».

Все начинается в детстве
Я из Кизела. Мои родители — горняки: папа был шахтер, а мама работала главным бухгалтером в управлении «Кизелуголь». Со сферой образования была связана разве что тетя — она была учителем начальных классов, и когда я выбирала свою профессию, у меня не было сомнений — я с детства знала, что буду учителем. Когда я была маленькой, то расписывала оценками и замечаниями старые школьные тетрадки своей старшей сестры. В использованных дневниках я что-то зачеркивала, ставила отметки, вела журналы, в которых записывала фамилии всех своих одногруппников из детского сада — в общем, играла в школу. И вот сегодня у меня уже 26 лет стажа работы в школе — я пришла работать учителем еще совсем юной, когда только-только окончила Соликамское педагогическое училище. Тогда во всей параллели первых классов учителями были молодые специалисты. Работали с энтузиазмом. Родители, хоть и были намного старше меня, но никаких претензий ко мне не имели, можно сказать, носили на руках. С моими первыми учениками мы переписываемся до сих пор, а их родители теперь ведут в школу своих внуков. В 1993 году у меня появилась дочка, под новый год я ушла в декрет, но надолго в нем не задержалась и уже первого сентября снова приступила к работе — можно сказать, что не смогла жить без школы!
В 2000 году я окончила Соликамский пединститут, и мы с семьей переехали в Березники. В Кизеле к тому времени началась реорганизация, закрытие шахт, из города постепенно стали разъезжаться учителя...
Я пришла в школу № 9 — тогда еще не гимназию. Участвовала в конкурсе «Учитель года», потом начала совмещать работу учителя с обязанностями завуча. Это была непростая работа, хотя и интересная. Но главным для меня все же была семья — мы с мужем хотели второго ребенка. В итоге я ушла из школы, и оказалось, что покинула сферу образования на три года — у нас появились два малыша, которые родились с разницей в год. Непривычное ощущение — 1 сентября все ребята идут в школу, а я смотрю на них в окно и думаю: «А почему же я не в школе?». Наконец, вскоре после декрета я пришла в школу № 5 — это было 7 лет назад.

Мама или учитель?
Нашей старшей дочери 24 года, она окончила Пермский политех по специальности «связь с общественностью» и параллельно стала переводчиком в сфере коммуникаций. Сейчас она уехала в Москву и стала стюардессой. Младшие дети сейчас учатся в 3 и 4 классах в школе № 5. Но их учительницей я не была — я не сторонник такого подхода, я доверяю нашим учителям, они у нас замечательные. Мне кажется, что я строгая, требовательная мама. Мне нужен порядок — в вещах, в выполнении домашнего задания. Дети понимают, что, когда они идут в школу, у них все должно быть готово. Потому что я и от себя требую того же — не помню, чтобы я когда-либо шла в школу или, тем более, на экзамен, и у меня был не выучен хотя бы один билет (помню, еще на первом курсе института я не выучила пять билетов по истории. И что вы думаете? Попались именно невыученные!). Но такая «учительская» строгость не мешает нам быть дружной семьей, мы всегда поддерживаем друг друга — семья всегда переживает за меня, они гордятся мною, а я горжусь ими.

Премии и увлечения
Участвовать в больших конкурсах мне предлагали много раз, но я не решалась. Наконец, любовь ко всему новому перевесила робость — и, хотя я еще не до конца понимала, что именно от меня потребуется, я согласилась принять участие во Всероссийском конкурсе. Позже я увидела положение конкурса и требования к участникам — по объемам итоговая работа должна была быть похожа на целую диссертацию. Трудиться над ней мне пришлось три года. Первая попытка участия вышла неудачной — я не прошла конкурс ни на краевом, ни на российском уровнях. Потом управление образования города отправило всех участников конкурса на консуль- тацию в Пермь, я немного разобралась в оформлении работы и на второй год уже получила премию губернатора. Уже неплохо — но завучи настояли на том, чтобы я дошла до высшего уровня. Тем более для работы было готово почти все — кое-что изменить, кое-что дополнить... И все равно не обошлось без приключений — у меня вышел из строя компьютер, и все данные пришлось восстанавливать буквально по крупицам. Я не люблю хвастать — даже про губернаторскую премию долгое время не знали ни родители, ни дети. И только когда некоторые родители удивились — а зачем нашим детям участвовать в конкурсах? — я привела примеры собственных побед и достижений как учителя, и примеры побед моих учеников. А среди них есть по-настоящему талантливые ребята. Они участвуют в городских олимпиадах, в научных конференциях, выставляют интересные работы. В прошлом году мы участвовали в конкурсах краевого и российского уровней с первоклассником, который увлекается динозаврами. Он знает такие названия, которые я и выговорить не в состоянии — и родители поддерживают увлечение своего ребенка — все фото, которые они использовали в презентации, не взяты из интернета — это фото из музеев, в которые его водили родители. Конечно, яркие работы могут сделать не все, но к этому стоит стремиться, а увлечения ребят стоит поощрять.

Никогда не работала по старинке
Меня всегда привлекали новые учебно-методические комплексы. Мне не нравится топтаться на месте — хочется, чтобы дети развивались, решали более трудные задачи. Даже раньше, во время работы в Кизеле, я работала не по традиционной программе, а по развивающей системе Занкова — этому подходу нас, молодых педагогов, научила мой наставник из кизеловской гимназии, замечательный завуч. Родители иногда думают, что если ребенок умеет читать — надо его сразу научить писать, считать — и все, он будет успешным. Но одних умений мало, нужно психологически подготовить ребенка. Нужно чтобы он умел общаться, следует уделять внимание социализации. И подход к воспитанию — «ты самый лучший, все остальные — никто» ошибочен. Общество и без того разрозненно, в нем каждый сам за себя. Важно правильно вести себя в обществе: дома, на дороге, в транспорте, в театре… В том числе поэтому я люблю путешествовать с учениками — мы постоянно выезжаем с ними в Соликамск, в Пермь. 30 ноября, к примеру, мы поедем с второклассниками на страусиную ферму и фабрику тортов. В прошлом году мы с первоклашками ездили в цирк и планетарий — стараемся подбирать программу, подходящую по возрасту.

Совет родителям
Молодых специалистов бывает жаль. В силу возраста они не могут постоять за себя перед родителями (которые старше их!). Некоторых молодых учителей это противостояние ломает, они уходят из школы. Поэтому, дорогие родители, цените молодых специалистов! У них много энергии, они могут многое дать ребенку. Кроме того — их мало. У нас, последних из могикан, в запасе осталось лет 10 — кто же будет работать дальше? Надо сказать, что за 26 лет изменились и дети, и родители. Они стали более открытыми, непосредственными. Мы не могли к учителю лишний раз подойти — стеснялись. Теперь такую дистанцию соблюдать труднее. Но все эти перемены не отбивают у меня охоты преподавать. Школа не стоит на месте — в ней происходят постоянные обновления, поэтому интересно, что же будет дальше? А профессия для меня — это не совсем «работа». Есть люди, которые идут на работу, поникнув головой, отбывая повинность — но я в школе не работаю, а отдыхаю! Когда я вхожу в класс, то забываю про все «болячки» — головную боль, давление. Если я в работе, то остальное неважно — начинается новый мир, мир общения с детьми.

Поздравление от Татьяны Гареевой с Днем учителя:
Дорогие учителя! Пожелаю вам главного — здоровья — с годами становится все очевиднее, что без него никак не обойтись. Желаю хороших творческих учеников и благодарных родителей, побед, ярких событий в жизни и, конечно, семейного благополучия!

Добавить комментарий