Что этот театр себе позволяет?

Березниковский драматический театр завершил очередной сезон — и завершил красиво, премьерой спектакля режиссера Олега Галицкого «Доходное место». Поддержку постановки осуществило Министерство культуры Пермского края.

В конце первого действия спектакля с небес звучит зычный голос Александра Островского — «Прекратите, у меня такого не было!». Это правда, классический вариант пьесы был слегка изменен. Основа, впрочем, осталась прежней — молодой чиновник-идеалист Жадов не желает пользоваться служебным положением и брать взятки, но едва не поддается на уговоры окружающих, которые уверяют — «на одну зарплату» прожить нельзя. В оригинале между вторым и третьим актом происходит двойная свадьба, а после нее проходит целый год, но автор решил не отвлекать читателя свадебной мишурой. В постановке Олега Галицкого, напротив, первое действие посвящено исключительно торжеству, причем яркому, озорному, откровенно комедийному. В спектакль даже вовлекаются зрители. Кому-то из них удается бросить в воздух конфетти перед женихом и невестой, кому-то — попытаться поймать букет, кому-то — покружиться в танце. Да и на заднем плане, в окнах дома чиновника Вышневского постоянно что-нибудь да происходит — но фейерверк образов не заслоняет сути пьесы, просто характеры героев и сюжетные перипетии раскрываются в ходе свадебных шутокприбауток, танцев и конкурсов.
Правда, зритель, знакомый с первоисточником, понимает — во втором действии от кутежа не останется и следа — то, что казалось чуть ли не капустником, превращается в минималистичную и мрачную драму с мощным социальным посылом, который ближе к финалу звучит особенно остро. Хиханьки и хаханьки первого действия приобретают темный оттенок, а в отдельных случаях — и вовсе кошмарный. Бросок торта в лицо, который, казалось бы, органично смотрелся в первом действии, вызывает не меньшее напряжение, чем брошенная дуэльная перчатка. Наконец, со сцены звучит главная фраза произведения: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Но если пьеса Островского завершается сообщением о том, что с престарелым коррупционером Вышневским случается удар, то в спектакле Березниковского драмтеатра на такой, весьма относительный, «хэппи энд» зрителю надеяться не придется. Жестко, но верно. «Взбодрить нашего внутреннего Жадова», как выразился в интервью режиссер этого спектакля Олег Галицкий, иначе нельзя.

Теги:

Добавить комментарий